Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса


Рефлекторная Дуга Мигательного Рефлекса

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телучувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился.

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи, несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - это центральное торможение, открытое рус­ским физиологом Сеченовым: «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров: усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга:перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень, определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

Page 2

Работа, которая приносит радость;

3.самореализация(выбирать профессию самому, а не ту за которую больше платят, более престижная или хотят родители);

Рациональное питание;

Питание в соответствии с возрастом (по мнению ученых, чем меньше, тем лучше, но не доводить организм до истощения);

Периодическое употребление сладостей;

Улыбка, позитивный настрой

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. => Поэтому некоторые авторы считают, что для здорового образа жизни важны:

-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

-духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

- «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Эмоциональная разрядка;

9.отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)

...
Page 3

11.постоянные физические нагрузки,закаливание с учётом возрастных и физиологических особенностей.

12.соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

Элементы здорового образа жизнив идеале должны воспитываться с раннего детства и закрепляться виде здоровых привычек и навыков.

Формирование образа жизни осуществляется на трёх уровнях:

1.социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

2.инфраструктурном: конкретные условия в которых живет личность (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

3.личностном: ценности человека, его уклад быта.

Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни

Амосов, Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).

Семёнов, Сергей Петрович (род. 1952) — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.

Жданов, Владимир Георгиевич (род. 1949) — лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.

Шаталова, Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).

Углов, Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.

Уотсон, Дональд (1910—2005) — британский общественный деятель, основатель «Веганского общества» и автор термина веган.

Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.

Брэгг, Поль — автор многочисленных книг.

Шелтон, Герберт — диетолог и автор книг по здоровому питанию.

Биологическая и Социальная (Биосоциальная) Природа вида Человек Разумный (Homo Sapiens):

С появлением на свет младенца включается:

1.генетическая программа и

2.социальная программа (передача опыта поведения среди людей, подготовка к трудовой деятельности).

1) Биологическая природа человека: Поскольку человек относится к царству животных, для него характерны черты свойственные животным: ест, спит, чувство страха, инстинкт самосохранения болезни.

Ранние этапы антропогенеза проходили по биологическим законам (естественный отбор) так сформировались биологические особенности и РАСЫ вида Человек разум­ный(Homo sapiens).

2) Социальная природа человека заключается в том, что он только в обществе становится «человеком».

без социальной среды человек сформироваться не может - т.к не сформируются:

-абстрактное мышление, сознание, речь (вне общества речь не формируется (дети маугли)).

-наше поведение социально и зависит от воспитания.

Пристановление вида Человек разумный происходит увеличение периода детства и юности - это дало возможность старшим передавать свой жизненный опыт и зна­ния: обучать изготовлению орудий труда, развивать их речь, помогать усваивать правила поведения, принятые в дан­ном человеческом сообществе.

Отличие человека от животных:

-более развитый мозг,

-спо­собность к мышлению,

-прямохождение,

-членораздельная речь,

-умением преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Именно труд по­зволил человеку создать новую жизненную среду - принципиально иную эко­логию.

Животное только приспосабливается к среде с помощью своих ор­ганов и поведения (т.е. пользуются только природной (естественной) средой), а человек научился создавать для себя искусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий. Эту искусственную среду называют социальной, т.к. она создавалась не одним человеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.

Совершенствование техники →производить больше продуктов питания, чем имелось в дикой при­роде, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти, каменного угля, при расщеплении атома.

Создание искусственной /социальной среды принесло челове­честву:

1.величайшие блага;

2.привело к нарушению при­родного равновесия, и как следствие возникли экологические и медицинские проблемы…: промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заво­дов и фабрик, выхлопные газы машин + использование транспорта и различных технических средств приводит к гиподинамии- недостатку дви­жения, что пагубно действует на сердце, мышцы и другие органы. Пищевые добавки, удешевляющие производство продуктов или улучшающие их вкус, вызывают аллергию. Чтобы сохранить уро­жай, приходится прибегать к ядохимикатам, но далеко не все из них безвред­ны для человека.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

Клетки имеют микроскопические размеры=> изучать их строение можно только при большом увеличении (рис.1).

Рис. 1. Увеличительные приборы: 1- Лупа; 2-4- Оптические Микроскопы; 5-Электронный микроскоп

Под Оптическим Микроскопом вид­ны основные части клетки: цитоплазма и ядро (рис.2). Форма клеток разно­образна (рис.3).

Рис. 2.Клетки под оптическим микроскопом:

1 - ядро; 2- цито­плазма; 3- клеточная мембрана Рис. 3. Разнообразие клеток

Электронный микроскоп позволяет увидеть, что клетка имеет сложное строение (рис.4):

Рис. 4. Животная клетка под электронным микроскопом:

1-ядрышко; 2- ядро; 3- эндоплазматическая сеть; 4- цитоплазма; 5- клеточная мембрана; 6-митохондрия;

7- клеточный центр; 8- рибосомы; 9- лизосомы; 10- комплекс Гольджи

Ткани

Ткань– это группа клеток имеющих одинаковое строение, происхождение, функцию; и объединенные межклеточным веществом.

Межклеточное вещество выделяется самими клетками,оно определяет свойства тканей (прочность костей, эластичность хрящей).

Из тканей состоят органы.

4 основные вида тканей: эпите­лиальные, соединительные, мышечные, нервная:

1.Эпителиальные ткани (рис.1) -состоят из плотно при­легающих клеток и почти не содержат Межклеточного Вещества.

-образует покровы тела, выстилают полости тела и внутренних органов;

-внутренняя поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, полости сердца - выстланы эпителиальной тканью – Эндотелием.

Функции:

-защитная (покровы защищают тело от ударов, повреждений, перегрева, переохлаждения),

-секреторная(эпителий желудка выделяет слизь),

-газообменная (эпителий, выстилающий органы дыхания, участвует в газо­обмене),

-всасы­вающая(в эпителий кишечника всасываются питательные вещества)

-выделительная (эпителий органов выделения участвует в удалении из организма продуктов обмена)

Эпителиальные ткани:

1-плоский эпителий;

2-кубический эпи­телий;

3-мерцательный эпителий носо­вой полости с бокаловидными клетками, выделяющими слизь;

4- цилиндрический эпителий почечного канальца

2.Соединительные ткани (рис.2) – её особенность - сильно развито Межкле­точное Вещество, в котором разбросаны отдельные клетки.

Функции:

1.опора тела (хрящии кости);

2.теплоизоляция, резервная - (жировая ткань);

3.транспортная ф.:перенос кислорода, питательных в-в, продуктов распада+связь органов между собой – (Кровь)

4.защищает от микробов - рыхлая соединительная ткань.

!Соединительная ткань часто замещает другие ткани, утра­ченные организмом вследствие бо­лезни и других причин, например мышечную, железистую, покровную, но выполнять их функции она не мо­жет.

1рис. 2. Соединительные ткани:

А-хрящ:1-клетки; 2-межклеточное вещество;

Б-костная ткань:1-костные клетки; 2-концентрически расположенные ряды пластинок межклеточного вещества;

3 -каналы, черед которые проходят кровеносные сосуды и нервы;

В -жировая ткань: 1-клетки жировой ткани; 2-волокна межклеточного вещества.

3.Мышечные ткани (рис.3). - состоят из вытянутых клеток, которые способны сокращаются по действием нервного импульса → благодаря этому мы двигаемся и работают внутренние органы.

3и вида мышечной ткани:

А.Поперечно-полосатая мышечнаяткань имеет многоядерные волокна.

Образует скелетные мышцы и обеспечивает произвольные движения че­ловека. Эта ткань встречается и в некоторых внутренних органах: языке, гортани, верхней части пищевода.

Регулируется (иннервируется)соматическим отделомнервной системы.

Б.Гладкая мышечнаяткань состоит из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами.

Входит в состав стенки некоторых внутренних ор­ганов. Не подвластна нашей воли.

Регулируется (иннервируется)вегетативным отделомнервной системы.

В.Сердечная мышечная ткань состоит из по­перечно-полосатых волокон, соединенных между собой.

Регулируется (иннервируется)вегетативным отделомнервной системы.

Рис.3. Мышечные ткани:

А - гладкая мышечная ткань:1- ядро, 2-цитоплазма клетки;

Б - волокна поперечнополосатой мышечной ткани:1- ядра волокна; 2- цитоплазма;

3 - поперечная исчерченность волокна, образуемая особенностями строения сократительных нитей;

В - волокна сердечной мышечной ткани:1- ядра: 2-цитоплазма.

4.Нервная ткань (рис.4). образует 1.головной мозг, 2.спинно­й мозг, 3.нервные узлы, 4.нервы.

Нейрон- нервная клетка - это структурная и функциональная единица нервной ткани.

Нейрон состоит из:

1.тела;

2.дендридов - это коротки­е отростки, воспринимающие нервные сигналы;

3.аксона - длинный отросток, передающийнервные сигналы другим клеткам. Покрыт белой миелиновой оболочкой. Аксоны пронизывают организм виде «нервов» и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.

Дендритов у нейрона может быть много, аксон только один.

Дендриды и тела нейронов образуют серое вещество мозга. В спинном мозге серое вещество находится в центральной части. В толще го­лодного мозга оно рассредоточено в виде отдельных скоплений - ядер. На по­верхности больших полушарий головного мозга и мозжечка серое вещество образует кору.

Синапс - место контакта аксона с другими клетками. - конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырьки с раздражающим веществом (медиаторы). Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса, пузырьки лопаются, и жидкость выте­кает в синаптическую щель. В зависимости от ее состава клетка, регулируемая нейроном, может включиться в работу (возбудиться) или выйти из работы (затормозиться).

Помимо нейронов в состав нервной ткани входит и нейроглия, клетки кото­рой обеспечивают питание нейронов.

Нейроны воспринимают раздражение и пере­дают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам.

Рис. 4. Нервная ткань:

А - разнообразие нейронов нервной ткани: 1-нейрон с одним длинным отростком; 2-нейрон с двумя короткими отростками; 3- нейрон с многими отростками;

Б - синаптическая передача информации: а-передающий нейрон; б-принимающий нейрон;

1-дендриты; 2-тело нейрона; 3-аксон;

4- синаптичсское утолщение с пузырь­ками раздражающего вещества;

Page 4

Внешние органывидны при наружном осмотре (глаза, уши и др.).

Внутренние органы (их больше) не видны, они внутри орга­низма, поэтому различают области тела, под которыми эти органы находятся: области сердца, желудка, печени.

Внутренние органы расположены в Полостях Тела: Грудной и Брюшной.

В грудной полостинаходятся: сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и лёгкие, пищевод же проходит из грудной полости в брюшную через отверстие в диафрагме.

В брюшной полостинаходятся: желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы.

В полости таза размещены половые органы женщин.

Семенники мужчин располагаются в мошонке вне брюшной полости, т.к. для вызревания мужских половых клеток - сперматозоидов требуется более низкая температура.

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)

...
Page 5

Система органов- связанные между собой органы, объединенные общей функцией.

Исполнительные системы: опорно-двигательная, кровеносная, иммунная, дыхательная, пищеваритель­ная, выделительная и др.

Регуляторные системы- нервная и эндокринная.

Системы органов:

1.Система покровных органов - это Кожа (покрывает тело человека) иСлизистые Оболочки(покрывают полости внутренних органов, пищеварительные и дыхательные пути).

Функции: предохранение организма от механических повреждений, высыхания, коле­баний температуры, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

2.Опорно-Двигательная система -этоскелет и прикрепленные к нему мышцы.

Функции: позволяет человеку стоять, двигаться, защищает внутренние органы от повреждения.

Пищеварительная система.

Состоит из пищеварительного канала(ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника) и пищеварительных желёз (слюнных, желудочных, кишечных, поджелудочной, печени).

Функции: переваривание пищи и всасывание пита­тельных веществ в кровь.

Иммунная система.

Состоит из: костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селе­зенку, лимфоидную ткань дыхательных путей и органов пищеварения.

Функции: защита организма от чужеродных тел и ве­ществ-антигенов.

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)

...
Page 6

Функции: 1.регулирует ра­боту органов, обеспечивая их согласованную работу;

2.обеспечивает приспособле­ние организма к условиям среды (а информация поступает через органы чувств).

Части нервной системы:

•Центральная часть (ЦНС) – это спинной и головной мозг;

• Пери­ферическая - нервы и нервные узлы.

Отделы Нервной Системы:

•Соматический (от греч. soma - тело) - уп­равляет работой ске­летных мышц (контролируется сознанием и волей).

•Вегетативный /Автономный - регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.

–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом). Вмешаться в работу внутренних орга­нов, регулируемую вегетативной нерв­ной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависи­мость без врачебной помощи нельзя).

Рис. Нервная система:

1 - головной мозг;

2 - спинной мозг;

3 - нервы;

4 - нервные узлы.

Рефлекс - это простейшая форма нервной регуляции.

Рефлексы есть как у сома­тического, так и у вегетативного отде­ла нервной системы.

В основе рефлекса лежит цепь нейроновилирефлекторная дуга.

5 звеньеврефлекторной дугиБезусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С.:

1.Рецептор – это нервные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения в нерв­ные импульсы→

2.Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах) - вос­принимает раздражения с помощью рецепторов.

Возникающие при раздражении нервные импульсы передают­ся по дендриту →в тело чувствительного нейрона→по аксону в мозг→

3.на Вставочные Нейроны- их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС (головного и спинного мозга) - обра­ботки полученной информации→

4.после, сигналы передаются Исполнительным /двигательным ней­ронам, нервные импульсы которых вызывают работу →

5.Органа.

(Пример:Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета).

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)

...

studopedia.org

Анатомо-физиологическая характеристика и клиническое значение

МиР при патологии

Рефлекторная дуга раннего компонента мигательного рефлекса включает в себя: афферентное звено (I ветвь тройничного нерва), передаточное звено в мосту (вставочный нейрон) и эфферентное звено (ветвь лицевого нерва) (B.T.Shahani, R.R.Young, 1972). Схема организации рефлекторной дуги мигательного рефлекса представлена на рис. 124.

Рис. 124. Схема организации рефлекторной дуги мигательного рефлекса

1 – интернейрон, замыкающий дугу мигательного рефлекса R1,

2 – интернейрон, замыкающий дугу мигательного рефлекса ипсилатерального R2,

3 – интернейрон, замыкающий дугу мигательного рефлекса контралатерального R2,

VI – ядро отводящего нерва,

VII – ядро лицевого нерва,

XII – ядро подъязычного нерва,

a, b, c, d, e, f, g, h – уровни поражения (объяснение в тексте).

Рефлекторная дуга позднего компонента мигательного рефлекса имеет также 3 звена: афферентное, как и в дуге R1, включает I ветвь тройничного нерва, передаточное звено состоит из нескольких вставочных нейронов в мосту и продолговатом мозге (M.Hiraoka, M.Shimamura, 1977; J.Kimura, L.W.Lyon, 1972), эфферентное звено включает в себя волокна лицевого нерва как на стороне стимулируемой I ветви тройничного нерва, так и на противоположной стороне (рис. 124). Ранний компонент МиР имеет постоянную латентность – 11-13 мс – и используется преимущественно для характеристики скорости проведения по рефлекторной дуге, образуемой черепными нервами (рис. 125).

Рис. 125. Ранний и поздний компоненты мигательного рефлекса (По J.Kimura, 1989).

Поздний компонент МиР с непостоянной латентностью 31-40 мс помогает локализовать поражение на уровне ствола головного мозга (J.Kimura, L.W.Lyon, 1972). В реализации R1 МиР афферентное звено функционально связано с двигательной ветвью лицевого нерва только своей стороны, а в реализации R2 МиР – с двигательными волокнами лицевого нерва как своей, так и противоположной стороны. В связи с этим, одностороннее поражение ствола мозга (синдром Валленберга-Захарченко) может сказываться только на одностороннем повышении латентности ипсилатерального R2 на стороне поражения. На непораженной стороне ипсилатеральный R2 не будет изменен.

Предыдущая69707172737475767778798081828384Следующая

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 664; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

3.2.4. Изучение рефлекторных реакций человека на примере мигательного рефлекса [1990 Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. - Биологический эксперимент в школе]

НОВОСТИ    БИБЛИОТЕКА    КАРТА САЙТА    ССЫЛКИ    О САЙТЕ

Цель опыта - показать значение рецепторов в рефлекторной деятельности.

Провести этот опыт можно на уроке, посвященном изучению рефлекторного принципа работы нервной системы.

Проведение опыта. Учитель предлагает учащимся, сидящим за партами, прикоснуться к углу глаза со стороны носа: происходит мигание, так как там находятся рецепторы мигательного рефлекса. Они имеются также на веках и бровях. Центры этого рефлекса находятся в продолговатом мозге. Затем учитель предлагает прикоснуться к наружному углу глаза, со стороны щеки. Рефлекс не проявляется, потому что рецепторов мигательного рефлекса здесь нет. Рефлекторную дугу мигательного рефлекса можно рассмотреть на схеме (рис. 31).

Вывод. Рефлекторная деятельность начинается с раздражения рецепторов; рецепторы мигательного рефлекса, расположенные в коже, находятся в определенных местах, они связаны с нервными центрами, регулирующими работу мышц, участвующих в мигании.

Рис. 31. Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса: 1 - чувствительный нейрон; 2 - рецептор чувствительного нейрона; 3 - вставочный нейрон; 4 - двигательный нейрон; 5 - круговая мышца глаза. Область продолговатого мозга показана окружностью

biologylib.ru

Рефлекторная дуга схема с подписями. Нарисовать схему рефлекторной дуги соматического рефлекса

14. Укажите уровни организации человеческого организма, начиная с молекулярного

Молекула - клетка - ткань - орган - система органов - организм

15. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Назовите указанные органы грудной и брюшной полости

1 - гортань

2 - трахея

3 - лёгкие

4 - сердце

5 - околосердечная сумка

6 - диафрагма

7 - желудок

8 - печень

9 - желчный пузырь

10 - тонкая кишка

11 - толстая кишка

12 - аппендикс

16. Впишите в текст пропущенные слова

Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощью гормонов . Нервная система осуществляет регуляцию с помощью нервных импульсов , приходящих к органам по нервам

17. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки

1) Определите, делится показанная на рисунке клетка или находится в состоянии между делениями. Поясните, почему вы так решили

Она вскоре будет делиться, т.к. органы клетки делятся на две части

2) Изучите четыре варианта подписей к рисунку. Укажите номер верного варианта

3) Вспомните и напишите основные отличия животной клетки от растительной

В ней не содержится хлорофил и она (животная) не может участвовать в фотосинтезе

18. Нарисуйте схему, отражающую основные этапы деления клетки

19. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова: внешняя среда, внутренняя среда, обмен веществ, биологическое окисление, клеточные структуры, энергия

Среда, в которой находится организм, называется органической средой . Среда, в которой находятся клетки и ткани, является клеточной средой . Жидкость, омывающая мышцы, составляет межклеточные вещества . Содержимое пищеварительного канала относится к эпителию . Из кровяной клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для работы . Питательные вещества используются для построения тканей и восполнения энергии . Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт питательных органических веществ

20. Конкретизируйте схему «субстрат - фермент - продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода. Допишите утверждения

Субстратом в этом мире является пероксид водорода, ферментом - каталаза, продуктами реакции - кислород и вода

Ответьте, почему с вареным картофелем эта реакция не идёт

Потому, что картофель состоит из воды и сахара, но не из кислорода

21. Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки

Обмен веществ - питательные вещества, поступающие в клетку, образуются в сложные и выделяется энергия

Рост - увеличение размеров и массы клетки

Развитие - её возрастные изменения и выполнение всех функций

Раздражение - процесс воздействия на клетку

Возбуждение - клетка включается в работу

Покой - спокойное состояние клетки

Возбудимость - возбуждённое состояние клетки

22. Определите тип ткани, разновидности которой представлены на рисунке, и сделайте соответствующие подписи к рисункам

1 - плоский эпителий

2 - кубический эпителий

3 - цилиндрический эпителий

4 - мерцательный эпителий

Впишите недостающие слова в характеристику определённого вами типа ткани

Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются плотно . Межклеточного вещества мало . Основная функция - защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции

23. Заполните таблицу

24. Выполнив практические задания №1 и №4 под знаком «!» на с.39 учебника, допишите утверждения

Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что они не ороговевшие . Диафрагма образована эпителиальной тканью. К этому выводу приводит тот факт, что она выстилает поверхность сосудов и т.п.

25. Найдите и подпишите на рисунке дендриты, тело нейрона, аксон и синапс. Закончите утверждение

Возбуждение или торможение нейрона Б будет зависеть от состава и количества биологически активных веществ содержащихся в жидкости

26. Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу, указав части рефлекторной дуги мигательного рефлекса и функцию каждой из них

27. Объясните, в чём проявляется действие обратных связей в нервной системе. Каково их значение?

К мозгу идёт связь с органами и также идёт информация об ответной реакции по каналам обратной связи

28. Выполните практическое задание по изучению свойств мигательного рефлекса, описанного на с. 41-43 учебника. Запишите и объясните результаты

Число прикосновений к рефлексогенной зоне, достаточное для торможения рефлекса, - одно

Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому что происходят частичные прикосновения к рефлекторной зоне

Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он оберегает глаз от опасности и сухости

29. Решите кроссворд №3

По горизонтали:

2. рефлекс

9. рибосома

10. гормон

11. цитоплазма

15. митохондрия

По вертикали:

1. фермент

2. рецептор

4. субстрат

5. каталаза

8. хромосома

12. мембрана

13. дендрит

Обратная афферентация (связь) и ее значение ______________________________________

Нарисуйте структуру спинного мозга:

1 – задний корешок

3 – передний корешок

2 – задние рога серого вещества

4 – передние рога серого вещества

5 – боковые рога серого вещества

6 – белое вещество

Самостоятельная работа: «Характеристика распространения возбуждения в ЦНС»

Нервный центр – это ______________________________________________________

Перечислите основные свойства нервных центров:

4. ____________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

6. ____________________________________________________________________________

7. ____________________________________________________________________________

8. ____________________________________________________________________________

9. ____________________________________________________________________________

10.____________________________________________________________________________

11.____________________________________________________________________________

Пользуясь учебником и дополнительной литературой, сформулируйте основные представления о гематоэнцефалическом барьере (ГЭБ):

1. ____________________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

ГЭБ регулирует проникновение из крови в мозг: 1. ____________________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________________________ ГЭБ препятствует поступлению в мозг: 1. ____________________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________________________ Ведущим компонентом морфологического субстрата ГЭБ является: ____________________ ______________________________________________________________________________.

Опишите два механизма проникновения веществ из крови в мозг:

1. ____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Задание для самостоятельной работы

Рецептивным полем рефлекса называется _____________________________________

_________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 2.1.1

Рецептивное поле рефлекса

Цель работы: Наблюдать рефлекторные реакции лягушки при раздражении соответствующих рецептивных полей.

Ход работы:

Вызвать в эксперименте на лягушке следующие рефлексы:

  1. Роговичный (мигательный) рефлекс. Прикоснитесь ваткой или мягкой бумагой к роговице глаза лягушки и наблюдайте рефлекс.
  2. Квакательный рефлекс. Сожмите пальцами боковые поверхности тела самца лягушки и отметьте квакательный рефлекторный ответ.
  3. Обхватывательный рефлекс. Надавите на мозоли передних лапок самца лягушки или на область грудины и наблюдайте рефлекс обхватывания.

Убедитесь, что наблюдаемые рефлексы нельзя получить с других рецептивных полей.

Полученные результаты:

Выводы:

1. Наблюдаемые рефлексы возникают при раздражении _______________рецепторов.

2. Каждый наблюдаемый рефлекс имеет ___________________________рецептивное поле, при раздражении других рецептивных полей ________________получить данный рефлекс.

3. Различные рефлексы имеют __________________ рецептивные поля.

Спинальный шок – это ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 2.1.2

Спинальный шок

Цель работы: Определение длительности спинального шока у лягушки.

Ход работы:

  1. Декапитируйте лягушку, для чего с помощью ножниц удалите верхнюю челюсть у лягушки по линии, соединяющей задние края глазниц.
  2. Спинальный препарат лягушки укрепите за нижнюю челюсть на штативе.
  3. Сразу же после этого и затем через каждые 30 с определяйте время сгибательного рефлекса, сжимая голень задней лапки пинцетом.

Результаты занести в таблицу

Выводы:

1. Спинальный шок у лягушки проявился в ________________________________ рефлексов в течение ________________ с.

2. Причина спинального шока заключается в _______________________________________

______________________________________________________________________________.

3. Как отличается по времени длительность спинального шока у животных и человека?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Иррадиация возбуждения в ЦНС – это ______________________________________

_________________________________________________________________________.

В основе иррадиации лежит процесс _______________________________________________

_______________________________________________________________________

Лабораторная работа № 2.1.3

Иррадиация возбуждения в ЦНС

Цель работы: Ознакомиться с внешними проявлениями иррадиации возбуждения в спинном мозге.

Ход работы: Пинцетом слегка сдавите кончики фаланг задней лапки спинальной лягушки. Усиливая последующие раздражения, отметьте, как это влияет на объем рефлекторных ответов.

Результаты: Опишите внешние проявления двигательной активности лягушки при увеличении силы раздражения: __________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Выводы:

1. Установите связь между увеличением силы раздражения и увеличением объема рефлекторных ответов лягушки ____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Параметры рефлекторного ответа:

1.Время рефлекса – это ____________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.Сила (объем) рефлекторного ответа – это ________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Продолжительность рефлекторного ответа – ______________________________________

______________________________________________________________________________

gmr-sk.ru


Смотрите также

 

 

 

 Сохранить статью у себя на  страничке в : 

Видео прикол: - ЛУЧШИЕ ПРИКОЛЫ #22 ВидеоТакоФил - Splinter Cell: Blacklist #9: "Сейф для людей"Наконечники турбинныеTReND